Денис Краснопевцев - 15/08/2018 commets Нет комментариев
Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Регулирование интеллектуальной собственности в сфере IT: история развития, основные тенденции, правовое регулирование

Оглавление:

  1. Становление антипиратского законодательства в России. Первый «антипиратский закон»
  2. Постоянное ограничение доступа к сайту. Второй «антипиратский закон»
  3. Ограничение доступа к «зеркалам». Третий «антипиратский закон»

Интернет с каждым днем занимает все более существенное место в жизни каждого из нас. Информационно-телекоммуникационная сеть проникла во все сферы деятельности людей и является не только средством общения, развлечения и поиска информации, но и платформой для профессиональной деятельности. Развитие интернета, безусловно, диктует необходимость корректировки законодательной базы в части защиты интеллектуальной собственности в IT сфере.
В США соответствующие изменения в законодательство были внесены в 1998 году в рамках знаменитого Digital Millennium Copyright Act («Закон об авторском праве в цифровую эпоху»). Данный нормативный акт своевременно дополнил законодательство страны в сфере защиты авторских прав положениями, учитывающими развивающиеся тенденции в сферах копирования и распространения информации.

В России же первые робкие попытки в рассматриваемой сфере были сделаны только в 2013 году, когда появился первый «антипиратский закон». Впоследствии алгоритм правового регулирования дважды пересматривался и дополнялся новым кругом субъектов правоотношений и объектов авторских прав.

 

Становление антипиратского законодательства в России. Первый антипиратский закон

 

1 августа 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях», нареченный в просторечии «антипиратский закон». Что же нового привнес данный нормативно-правовой акт в сферу борьбы с плагиатом в сети интернет? Ключевые изменения можно обозначить следующими тезисами:

—   «Антипиратским законом» часть четвертая ГК РФ дополнена статьей 1253.1. Данная норма посвящена особенностям ответственности информационного посредника, ее практическое значение трудно переоценить. С этого момента законом определены четкие границы ответственности информационных посредников за нарушение интеллектуальных прав в интернете.

—   Область применения Закона была определена с учетом возможности защищать в суде общей юрисдикции исключительные права только на фильмы. Поэтому более уместно было бы назвать его «анитивидеопиратским» законом.

—   Редакция ст. 26 ГПК РФ дополнена частью третьей, согласно которой, Московский городской суд наделен правом рассматривать в качестве суда первой инстанции гражданские дела по защите исключительных прав на фильмы в интернете. С этого момента Московский городской суд с тал «Меккой» для лиц, чьи интеллектуальные права в сети были нарушены каким-либо образом.

—   Расширена сфере действия ст. 140 ГПК РФ. Теперь на ответчика и других лиц предусмотрено возложение обязанностей по совершению определенных действий, касающихся предмета спора.

—   Революционным новшеством послужило введение специальной процедуры, определяющий порядок подготовки к рассмотрению дел данной категории. Введенная в действие «антипиратским законом» статья 144.1 ГПК РФ наделила истца возможностью ходатайствовать о принятии предварительных обеспечительных мер по защите своих исключительных прав до предъявления иска.

—   Закон «Об информации» был дополнен статьей 15.2, регламентирующей порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением исключительных прав. Правовой нормой закреплен порядок действий Роскомнадзора после получения определения суда об ограничении доступа к сайту, допускающему нарушения интеллектуальных прав. Таким образом, «антипиратским» законом закреплена судебная форма защиты интересов правообладателей.

В целом, рассматриваемый нормативно-правовой акт на тот период технически не соответствовал алгоритмам работы сети Интернет, страдал размытостью формулировок и не решал принципиальных проблем информационного сообщества. И уже на момент принятия требовал значительного усовершенствования. Следующие изменения антипиратского законодательства увидели свет только в 2015 году.

 

Постоянное ограничение доступа к сайту. Второй антипиратский закон

 

1 мая 2015 года вступили в силу очередные «антипиратские» нормы (Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 364-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», далее – Закон № 364-ФЗ).
Корректируя законодательство о защите авторских прав в сети Интернет, законодатель в первую очередь обратил внимание на такие аспекты, как:

—   Расширение списка объектов авторских и смежных прав. Теперь, это любые произведения за исключением фотографий.

—   Возможность досудебного урегулирования вопросов о спорном контенте между правообладателями и владельцами интернет ресурсов (ст. 15.7 Закона «Об информации).

—   Возможность бессрочной блокировки сайта-нарушителя. Начиная с 1 мая 2015 г. Мосгорсуд наделен полномочиями по разрешению вопросов о постоянном ограничении доступа к сайтам в случае неоднократных нарушений интеллектуальных прав на ресурсе. Правовой порядок по ограничению доступа предусмотрен ст. 15.6 Закона «Об информации».

Как и следовало ожидать, много споров в интернет сообществе вызвало нововведение об ограничении доступа к сайту на постоянной основе. Противники данной меры подчеркивали, что она создает реальную угрозу в части привлекательности российского сектора Интернета для инвесторов и владельцев сайтов.

 

Ограничение доступа к «зеркалам». Третий антипиратский закон

 

С 1 октября 2017 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 1 июля 2017 г. N156-ФЗ.

С этой даты Роскомнадзор при наличии соответствующего решения Мосгорсуда наделен полномочиями направлять требование о блокировке «пиратского» сайта в адрес операторов связи, а также рассылать письма о прекращении выдачи сведений о таком сайте в адрес поисковых систем. При получении данного извещения интернет-поисковик в течение 24 часов обязан прекратить перенаправлять пользователей на сайты с нелегальным содержанием.

Алгоритм признания интернет ресурсов «зеркалами», равно, как и порядок исполнения решений о блокировке таких сайтов через операторов связи и операторов поисковых систем изложен в ст. 15.6.1 закона «Об информации».

Предполагаю, что в ближайшем будущем антипиратское законодательство будет расширять сферу правоотношений по защите интеллектуальной собственности в IT среде, а правообладатели получат новые схемы реализации защиты своих прав.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *